Содержание образования

Содержание образования
   — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.
   Источник С.о. - социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института С.о. рассматривается с точки зрения учебных предметов. В 17-18 вв. С.о. включало элементы, общие для всех отраслей деятельности. Сформировались теории материального и формального образования. К 19 в. обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей, которые, однако, не воплотились в новое понимание С.о.
   В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования С.о. На теоретическом уровне С.о. фиксируется в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На уровне учебного предмета представлены определённые части С.о., несущие специфические функции в общем образовании. На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы С.о., входящие в курс обучения. Т.о. С.о. раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебниках. Гл. фактором, действующим при конструировании С.о., являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. С.о. является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. С.о. должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, нацеленную на совершенствование и на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Научное образование необходимо, но недостаточно. Более того, художественное образование обязано опережать научное и сопровождать его. Наука нравственно нейтральна. Она бессильна, как свидетельствует опыт, удовлетворить потребность человека в высшей этической правде. Покоряя человеку материальный мир, в одиночку она не в состоянии покорить человека законам морального мира. Наоборот, её применение во благо или зло целиком зависит от нравственности людей. Наука сама по себе не может дать человеку победы над страхом смерти и часто несёт ему гибель. Внутренний душевный мир как абсолютный императив социального мира приобретается человеком до науки, вне её и иногда вопреки ей. Сказанное не означает, что людям нового тысячелетия не понадобятся колоссальные достижения человечества в области обучения наукам. Однако изучения только ныне существующих наук недостаточно: не сформировалась наука о жизни, нет науки о человеке. При прочих равных условиях скорость и продуктивность человеческого ума зависят от состояния здоровья, настроения и самочувствия данной личности.
   Существенные проблемы теории С.о. связаны с выявлением базового С.о., разработкой его стандарта (см. Стандарты образовательные), его гуманизацией и гуманитаризацией.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 266)
   — педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)
   Ч421.21

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Содержание образования" в других словарях:

  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение к рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность знаний, умений, навыков, соответствующих современному состоянию науки, педагогически переработанная в общие основы наук таким образом, чтобы стать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. В условиях перемен в нашем… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Содержание образования и воспитания — система научных знаний, умений инавыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которымиобеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностейвоспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения,… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ — система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения,… …   Педагогический словарь

  • Содержание в дисциплинарной воинской части — вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном направлении осуждённого на определённый срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой он подвергается исправительному воздействию, чему способствует специальный режим, установленный в… …   Википедия

  • Содержание объекта благоустройства — обеспечение чистоты, надлежащего физического, эстетического и технического состояния и безопасности объекта благоустройства... Источник: РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 29.04.2008 N 317/50 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО… …   Официальная терминология

  • Содержание автомобильной дороги — Выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность сведений, ориентирующих преподавателей и студентов на освоение отечественного и мирового социально гуманитарного опыта, преодоление догматизма и идеологической тенденциозности, отрыва преподавания от достижений современной науки, на… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования — основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего… …   Википедия

  • Россия, Российская Федерация (история образования) —     Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва.    История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»